[identity profile] eliabe-l.livejournal.com posting in [community profile] que_faire
Мы все живем в совсем другом мире, чем тот, в котором родились и выросли. Так бывает всегда, но в этом случае изменения настолько велики и глубоки, что иногда даже не верится.
Но, конечно, и тот, советский, давно ушедший мир, не всегда был понятен, по крайней мере, для меня. Сейчас ведь много опубликовано и из публикаций вижу, что кумиры моей юности, с некоторыми из которых у меня были прекрасные отношения, а к другим я испытывала восхищение на расстоянии,  сейчас у меня пиетета не вызывают. Один из моих учителей, прекрасный человек, доброжелательности и доступности , да и академической верности своим взглядам  которого хотелось подражать, разочаровал меня своими последними трудами. Нет, не конъютурными, но очень уж он свой метод построил на переложении западных конструкций, оригинальных, но не глубоких. По отношению к  другим разочарование у меня тотальное - не только наука, но и личные качества оказались, мягко выразимся, не на должной высоте.

Больше всего я скучаю не по коммерческому миру, миру, где человека не судят по его уровню материального потребления, и где ведут ежедневные разговоры о делах вполне отвлеченных, не материальных. Где можно было поздно вечером позвонить другу, потому что прочел новую книгу и срочно хочется поговорить о ней. Или пришла в голову новая идея и надо ее обсудить. Дома у нас так всегда было, спасибо моей маме за это. И друзья у меня были такие.

Но люди, о которых я пишу, из поколения моих дедушек и бабушек, обсуждали не только идеи или произведения искусства, они занимались жизнестроительством. Этого в моей юности уже не было. Были, впрочем, дворники или сторожа-медьевисты или античники. Люди занимались такого рода работой, чтобы не спеша, от души, несколько лет писать свой труд или делать сложный перевод, не беспокоиться о деньгах. Работа на полной ставке в учреждении такой возможности не давала, гранты под индивидуальный проект было получить непросто. Но советская система, в которой иерархия не была такая жесткая, могла потом признать труд вахтера, переведшего Платона с необыкновенным тщанием и талантом, и ввести его в нормальную систему академических отношений.
Но медьевалисты, работавшие в котельной, или художники, работавшие вахтерами, это была лишь одна часть нового. А у поколения революции все надо было заново изобретать - как относиться к друзьям, к возлюбленным, к деньгам, к другим национальностям, к культуре, к выше- и ниже-стоящим. Нам было проще. Но и у нас отношения между людьми строились не так, как сейчас.

А что Вы помните и что вспоминаете с ностальгией?

Date: 2025-07-09 10:34 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo/?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2025-07-11 03:46 am (UTC)

Date: 2025-07-10 03:25 am (UTC)
From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com
Так, а нам-то что делать (которые не)?.. 🤭
Для затравки, может быть, я даю ссылку на давний разговор, сходный, но не тождественный (https://vive-liberta.livejournal.com/66975.html).

(no subject)

From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com - Date: 2025-07-10 07:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com - Date: 2025-07-10 08:58 am (UTC) - Expand

Date: 2025-07-11 03:47 am (UTC)
From: [identity profile] bella-casus.livejournal.com
Вот и я думаю.

Date: 2025-07-13 01:45 pm (UTC)

Date: 2025-07-10 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
В отличие от Скарлетт о'Хара, оглядываться не боюсь. Я помню все, память у меня слишком хорошая, именно память на переживавшиеся чувства и думавшиеся мысли ) Но ностальгии, как глубокой тоски по прошлому, не испытываю. Я грущу о дорогих людях, которых по большей части уже нет, о милых сердцу местах (части из которых тоже уже физически не существует) и о несостоявшемся, несбывшемся. Скажем, в отношении профессии. Если бы общество эволюционировало в нужном направлении, т.е. к реальному коммунизму и НТП, может, у меня были бы возможности на шаг приблизиться к детской мечте. А может, и нет: году в 1982 я училась в средней школе еще, но переживала сильный такой кризис, смекая, что движемся мы куда-то не туда или, как минимум, буксуем ((
Соглашусь, что в чем-то отношения между людьми были глубже и интересней (это не значит, что у всех и всегда полностью свободны от расчета, "ты мне — я тебе" ощущалось косвенно). Сейчас даже слова такие, как "любовь" и "дружба" уходят из обихода, теперь "атнашения", прости в.с. Рискну сказать, что в чем-то люди были свободнее. И уровень повседневности в культурном плане был повыше.
Но если вопрос ставить так, хотела бы я вернуться... Да, в иные моменты детства и юности, на несколько часов или дней, но и только.
"Помните? Какая ясная, теплая, радостная, чистая жизнь, какие чувства, - чувства, похожие на нежные, изящные цветы... "Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени..." Понимаю Нину Заречную, однако никогда возврата к прошлому не бывает, и надо пытаться работать на будущее.

(no subject)

From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com - Date: 2025-07-13 08:53 am (UTC) - Expand

Date: 2025-07-10 05:22 am (UTC)
From: [identity profile] ewpati.livejournal.com

Никакой ностальгии, кроме той, что при советах можно было дурить людей на пустяках и торговать такой лабудой, а хавали всё, что только подноси. При советах люди были наивней. А так-то ничего, ну кроме детства и отрочества, которые вспоминают в любые времена.

(no subject)

From: [identity profile] ewpati.livejournal.com - Date: 2025-07-10 07:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] homme-larochell.livejournal.com - Date: 2025-07-10 11:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lillibulero.livejournal.com - Date: 2025-07-10 11:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com - Date: 2025-07-12 09:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] homme-larochell.livejournal.com - Date: 2025-07-12 09:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lillibulero.livejournal.com - Date: 2025-07-13 08:01 am (UTC) - Expand

Date: 2025-07-10 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] bb1755.livejournal.com
Поскольку собственный жизненный опыт и положение были совсем разные, сравнение выходит не слишком корректным. О чем я ностальгирую, о родителях, школе и нарядных зеленых улочках Львова — или о советской стране? одно с другим невольно сливается. рациональные соображения я уже высказывал (по ссылке, что дал JV, в комментариях), и с тех пор радикально свои выводы не изменил. Безусловно, что советская социальная модель предпочтительней, если бы только ее реально развивали и улучшали. А люди, хотят они того или нет, живя в обществе, меняются вместе с этим самым обществом, отсюда цинизм, прагматизм, пофигизм, жестокость. Мало у кого есть "внутренний категорический императив", чтобы среде противостоять.
В общем, так: больше всего мне жаль неиспользованного потенциала советского строя — полностью согласен с Л.

Date: 2025-07-10 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com
Во-первых, по поводу неиспользованного потенциала — ППКС. Во-вторых, я жалею о свободе и безопасности в повседневной жизни. Просто наблюдал, как рос сын сестрицы моей Оксаны и зятя моЁго Алексея, и сравнивал с нашим детством... и это еще родители не перестраховщики ни разу. Да и взрослому человеку было куда как вольней до того, как наступила криминальная вседозволенность 90-х, а потом запретительско-охренительский идиотизм "новой эры". Системы среднего и высшего образования тоже жаль.
Помню-то я много чего. Всё, можно сказать.
Edited Date: 2025-07-10 06:53 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com - Date: 2025-07-10 07:56 am (UTC) - Expand
(deleted comment)
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] eleonored.livejournal.com - Date: 2025-07-12 04:05 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com - Date: 2025-07-16 03:19 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com - Date: 2025-07-17 11:21 am (UTC) - Expand

Date: 2025-07-10 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] homme-larochell.livejournal.com
Сейчас в моде выражение "горизонты планирования". Так вот, были широкие, а стали — до сегодняшнего вечера, максимум до завтрашнего утра. Был уровень жизни — стал уровень выживания. Безоблачной совершенно моя жизнь в эпоху СССР не была, конечно, но осмысленности и возможностей в ней было намного больше. Мне лично гораздо больше нравится сотрудничать, чем постоянно держать наготове палку, в ожидании нападения (а в условиях конкуренции это становится modus vivendi). Атомизация общества мне тоже не нравится, в советское время чаще ощущалось единение людей. И, разумеется, мне не нравится политическое и клерикальное давление.
Я отлично помню формализм комсомола в конце 80-х, и идеологическую фальшь, и фарцовщиков, подобных существу ewpati, и "телефонное право", но общая картина прошлого для меня определяется не этим. Ностальгирую ли я? Нет. Сожалею, вспоминаю, анализирую, но не ностальгирую. Ностальгия отнимает слишком много душевных сил и ума и парализует любую деятельность.

Date: 2025-07-11 01:57 am (UTC)
From: [identity profile] 77dmk.livejournal.com
Жалею о времени: раньше оно было большое, а стало маленькое — и, такое ощущение, что и дальше уменьшается.

Не в том смысле, что — время Больших дел (хотя — и это тоже), или — что "жизнь проходит" — и в значительной мере зря (хотя — и это тоже тоже), а...
Ну, вот что-то вроде этого:
"…В мно­гоц­вет­ной ки­пе­ни про­яв­ля­ет­ся знак.
Золотой ло­тос.
Следом при­хо­дит че­ло­век. Че­ло­век ли? Он сто­ит под свер­ка­ющим вен­цом: ру­ки и бед­ра ок­руг­лы по­доб­но сло­новьим хо­бо­там, лик прек­рас­нее ми­ров Брах­мы и си­я­ет яр­че пол­ной лу­ны, у гос­тя пря­мые пле­чи и ор­ли­ный нос, ши­ро­кая грудь при­да­ет ему царст­вен­ное ве­ли­чие, а гиб­кая шея не ус­ту­па­ет в со­вер­шенст­ве морс­кой ра­ко­ви­не. Во­ору­жен он лу­ком из по­бе­га са­хар­но­го трост­ни­ка, те­ти­ва сос­то­ит из ве­ре­ни­цы жуж­жа­щих пчел, а пять стрел - это пять бла­го­уха­ющих цве­тов на длин­ных стеб­лях.
Его оде­яния ла­зур­но­го от­тен­ка, куд­ри ук­ра­ше­ны вен­ком из кей­сар-соц­ве­тий, а над го­ло­вой вьется стяг с изоб­ра­же­ни­ем зу­бас­той морс­кой ма­ка­ры.
Это Лю­бовь.
Символ Кри­та-Юги, Эры Со­вер­шенст­ва; сим­вол Зо­ло­то­го Ве­ка, ког­да мир был иде­ален и су­щест­вам не тре­бо­ва­лось раз­де­ле­ние на вар­ны, а так­же - на смерт­ных и бес­смерт­ных.
…Рядом с зо­ло­тым ло­то­сом мгла рож­да­ет се­реб­ря­ную плас­ти­ну с изоб­ра­же­ни­ем зай­ца.
Заяц ба­ра­ба­нит пе­ред­ни­ми лап­ка­ми и ис­пу­ган­но смол­ка­ет, ког­да ря­дом с плас­ти­ной-оби­телью воз­ни­ка­ет стро­гий ис­по­лин.
Одежда ги­ган­та цве­та ста­рой брон­зы, пос­тупь ве­ли­ча­ва и гор­да, а взгляд очей с пок­рас­нев­ши­ми бел­ка­ми про­ни­зы­ва­ет те­бя наск­возь. Брах­манс­кий шнур сви­са­ет с его ле­во­го пле­ча, ди­аде­ма ца­ря-кшат­рия ук­ра­ша­ет го­ло­ву, жезл вай­шьи-зем­лев­ла­дельца дер­жит он в пра­вой ру­ке, сан­да­лии шуд­ры на его но­гах, но нет в том ко­щунст­ва, нет и оск­вер­не­ния свя­тынь.
Это За­кон.
Символ Тре­та-Юги, Се­реб­ря­но­го Ве­ка; сим­вол Эры Раз­де­ле­ния, ког­да доб­ро­де­тель уменьша­ет­ся на треть и при­хо­дит­ся кос­ты­лем За­ко­на под­пи­рать ко­ро­ву Ми­роз­да­ния, по­те­ряв­шую од­ну но­гу.
…Медно-красные ве­сы воз­ни­ка­ют под­ле се­реб­ря­ной плас­ти­ны.
Чаши их все вре­мя ко­леб­лют­ся, ме­ряя не­ви­ди­мое взо­ру, и мнит­ся: ког­да они ос­та­но­вят­ся, нас­та­нет ко­нец све­та.
Стройный кра­са­вец вы­хо­дит сле­дом. Он идет, чуть при­тан­цо­вы­вая, смуг­лый, тон­кий в кос­ти, об­на­жен­ный, ес­ли не счи­тать вы­со­кой шап­ки си­не­го бар­ха­та, а так­же мно­го­чис­лен­ных брас­ле­тов на ло­дыж­ках и за­пястьях. Че­ты­ре ру­ки у кра­сав­ца, и куд­ри его уло­же­ны в «джа­та-му­ку­та» - при­чес­ку выс­ше­го су­щест­ва; лишь гла­за бес­по­кой­но шны­ря­ют по сто­ро­нам, слов­но го­лод­ные мы­ши, не пор­тя, впро­чем, об­ще­го впе­чат­ле­ния, а лишь соз­да­вая ощу­ще­ние веч­но­го по­ис­ка.
Это Польза.
Символ Два­па­ра-Юги, Мед­но­го Ве­ка; сим­вол Эры Опе­ки, ког­да си­ла За­ко­на ис­ся­ка­ет на­по­ло­ви­ну и Польза при­хо­дит объяснить не­веж­дам, что сле­ду­ет, а че­го не следует де­лать.
Ты с ужа­сом ждешь яв­ле­ния кри­вой саб­ли из чер­но­го же­ле­за - зна­ка Ка­ли-Юги, Эры Мра­ка, Эпо­хи Раз­ру­ше­ния - но это­го не про­ис­хо­дит.
И ты с об­лег­че­ни­ем по­ни­ма­ешь: час не про­бил.
…Троица сто­ит пред то­бой.
Любовь, За­кон и Польза.
Триварга, три опо­ры и три цен­нос­ти бы­тия.
Юноша с цве­точ­ным лу­ком улы­ба­ет­ся ис­по­ли­ну-За­ко­ну, под­хо­дит к не­му и ле­гонько гла­дит пальца­ми по ще­ке. Жуж­жат пче­лы-те­ти­ва, рас­пус­ка­ют­ся бла­го­уха­ющие на­ко­неч­ни­ки стрел, и ла­зур­ные оде­яния пе­ре­ли­ва­ют­ся все­ми от­тен­ка­ми ве­сен­не­го не­ба.
В от­вет За­кон бьет Лю­бовь ку­ла­ком в ли­цо.

Date: 2025-07-11 01:58 am (UTC)
From: [identity profile] 77dmk.livejournal.com
Слышен слабый хруст, венок падает в грязь с головы юноши, а тебя передергивает - вспоминается сломанный нос мальчишки Панчалийца. И воспоминание почему-то насквозь пропитано омерзением. Но в следующую секунду Любовь кошкой отпрыгивает назад, страшно улыбается окровавленным ртом, и вот три стрелы из пяти, одна за другой, поражают грудь исполина, украшенного знаками всех варн.
Гигант шатается, но падать не спешит. Из-за его спины ужом выныривает Польза, и весы гибкого красавца с бегающими глазками летят в голову Любви.
Драка.
Постыдная, мерзкая драка, базарное толковище, непристойность… позор.
Закон и Польза теснят Любовь, сбивают наземь, вяжут руки измочаленными веревками, пыль скрывает всю троицу, пыль, пелена… Стяг с изображением макары падает, ноги топчутся по нему, и когда ты вновь видишь исковерканную Любовь, то черты юноши кажутся тебе знакомыми: насильник-убийца, раджа-изверг, бесстыдно обнаженный экзекутор, безумный воин с палицей…
Видения твоих снов.
Призраки Искуса.
И запоздалым пониманием приходит: в иных обличьях не вырваться. Стать уродом, стать выродком, стать кем угодно, пусть даже зверем, пусть даже чудовищем - лишь бы свобода!
В этот момент песнь об испепеляющем чувстве, которую мурлыкала тебе мгла, баюкая на руках, кажется кощунством.
Насилием над сутью.
Когда понимание становится острым как бритва и ты больше не в силах терпеть, ты видишь, как Польза берет из ничего кривую саблю, полумесяц черного металла, и всаживает на треть в спину Закону.
Исполин дико вскрикивает, грозя обрушить опоры Вселенной, валится на колени и каменеет над недвижной Любовью.
Гибкий красавец-победитель стоит над ними. Четыре руки у него, и четыре лица теперь у Пользы: собственный лик, и лик юноши с цветочными стрелами, и лицо исполина в одеяниях цвета старой бронзы, и череп с измазанным кровью ртом.
Рот в крови похож на рот Любви после удара Закона.
Четырехликая Польза тихо смеется, звеня браслетами, а ты не можешь оторвать взгляда от кривой сабли - черного символа Эры Мрака.
Которая пришла.
"
причём считается, что в каждой эпохе "уменьшается время" — и сама эпоха укорачивается, но это не главное, а основное — время (а не времени) становится меньше — и именно поэтому люди (и не только!) — "плохеют": они банально не успевают (стать лучше)...



P.S.
Edited Date: 2025-07-11 02:03 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] homme-larochell.livejournal.com - Date: 2025-07-12 10:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bb1755.livejournal.com - Date: 2025-07-12 05:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 77dmk.livejournal.com - Date: 2025-07-12 11:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 77dmk.livejournal.com - Date: 2025-07-13 12:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bb1755.livejournal.com - Date: 2025-07-14 03:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 77dmk.livejournal.com - Date: 2025-07-12 09:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] homme-larochell.livejournal.com - Date: 2025-07-19 05:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2025-07-11 03:50 am (UTC)
From: [identity profile] bella-casus.livejournal.com
Я могу попробовать выступить ретранслятором мнений и воспоминаний своей родни и старших знакомых. Но сразу скажу, будет двойная субъективность, интервьюируемых+моя ))

(no subject)

From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com - Date: 2025-07-12 09:20 am (UTC) - Expand

Date: 2025-07-11 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] 77dmk.livejournal.com
О! Какой интересный коммент!
Ни попыток разобраться, ни подтверждений, сходу (одной строкой) — обвинение и приговор!

Вот просто любопытно: а много ли я здесь или где бы то ни было ещё напихал рекламы — и где именно и какой именно?
Или — не находите, что на ниве «борьбы» с тем, чего нет, могут встретиться некоторые объективные трудности?

Ну, и — вы эти свои утвердительно-безапелляционные откровения, разумеется, сможете подтвердить?

(no subject)

From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com - Date: 2025-07-12 09:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bb1755.livejournal.com - Date: 2025-07-12 05:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lillibulero.livejournal.com - Date: 2025-07-13 08:15 am (UTC) - Expand

Date: 2025-07-13 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] lillibulero.livejournal.com
Разделяю высказанное, и добавлю: у меня исчезло чувство Дома и связанное с ним чувство опоры. Не в смысле тихой заводи/уютной норки, наоборот — мир огромен, много дел впереди, а Дом наблюдает за мной, подбадривает и поддерживает. И по сути, Мир и есть Дом. А теперь жизнь на каком-то весьма сомнительном краешке то ли погружающегося в пучину острова, то ли скамейки над пропастью во ржи... Это если об эмоциональной составляющей. Забавно — получился некий привет Хайдаггеру ;)

Date: 2025-07-13 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
Точно подмечено (

Date: 2025-07-13 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
Офф-топ.
А я вот поразмыслила и нашла два приятных явления, которые не были столь заметны раньше, и в советское время, и в 90-е.
Первое — стало намного больше домашних животных. Бродячих, вероятно, тоже, но меня радует, что много собак и даже кошек-компаньонов в городе.
Второе — стало больше пап и дедушек с малышами на прогулках. Прежде такого днем с огнем не увидишь.
Можно по-разному объяснять причины, конечно. Но явно количество перешло в некое качество ))

Date: 2025-07-13 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] anton-pravdin25.livejournal.com
Тогда я тоже свои три копейки добавлю. Но это будет мизантропический камент.

Рожденные в года глухие пути не помнят своего... Мы, рожденные в 90-е, и то на своем сознательном веку кушаем "третью перемену". Наши родители, пусть это усредненно 65-72 годы рождения, имеют опыт трех заметно отличающихся этапов советского бытия, первая половина 70-х, вторая половина 70-х — начало 80-х, "перестройка", распад СССР. А бабушки-дедушки — еще и послевоенное десятилетие, 60-е с их политехнизацией, механизацией, целиной, первыми ЭВМ, кукурузой, Космосом.
И чо? А ничё! Кроме родственников, у меня еще есть знакомые родственников и коллеги такого же возраста. А у них память оказалась какой-то клиповой или мозаичной. Тут помню, тут не помню, а тут мы рыбу заворачивали. Сегодня "мы были сверхдержавой, мороженое по 5 копеек", завтра — "ничего же не было, а на западе усё было, все советское было плохое", и, конечно, до сих пор пережёвывают перестроечный "Огонек" и рассказывают байки про сталина-берию-кровавую гэбню, с которыми не сталкивались никогда, и про узников со светлыми лицами. То есть реально пережитый опыт ни черта не дает. Ни им самим, ни нам, их детям и внукам.
И ведь не сказать, что это люди из дикой глухомани. Все почти с высшим или средним специальным, в промышленных больших городах прожили жизнь. Часто такое впечатление, что память и опыт им заменяет болтовня по ящику, и они даже не замечают, что сегодняшняя коньцепция прошлого прямо противоречит вчерашней.

Хорошо, что есть вы.

Date: 2025-07-14 03:37 am (UTC)
From: [identity profile] bb1755.livejournal.com
К сожалению, мой круг общения подтверждает твои неутешительные выводы. Но, как говорил товарищ Сталин, другого населения у нас для нас нет )

(no subject)

From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com - Date: 2025-07-14 07:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com - Date: 2025-07-14 11:44 am (UTC) - Expand
Page generated Jan. 15th, 2026 05:45 pm
Powered by Dreamwidth Studios